USEIC.RU Обучение в США Дистанционное обучение Приготовления к отъезду
Московский центр Гостевая книга
Дистнационное обучение

Обзор ДО
Статьи
Новости
Полезные ссылки
Общие
Магистратура
Университеты
Курсы
Английский язык

1 1 1
EIC / Дистанционное обучение / Статьи / Дистанционное обучение: способ преуспеть?

Дистанционное обучение: способ преуспеть?

Если знание — сила, то дистанционное обучение вполне может стать самымсильным соперником среди инструментальных средств обучения высокимтехнологиям.

Понятие «дистанционное обучение» представляется довольно расплывчатым, в частности, потому, что в эту категорию попадает слишком много видов и программ обучения. Одной из сравнительно давно существующих альтернатив традиционным занятиям в аудитории под руководством преподавателя являетсякомпьютеризованное обучение (Computer-Based Training, CBT), под которымобычно понимается использование компакт-дисков на студенческой настольнойсистеме. Сейчас, однако, учебный материал можно получить и из другихисточников, в частности по Intranet или через Internet. Интерактивное обучение предоставляет массу различных возможностей, в том числе загрузку материалов учебного курса из виртуальной аудитории с помощью браузераWeb; общение с преподавателями и соучениками через переговорные комнаты,по электронной почте, с помощью протоколируемых дискуссий или посредствомаудиосвязи; участие в видеоконференциях; работу в интерактивных лабораторияхи с эмуляторами, а также обновление материалов учебного курса в реальномвремени.

Дистанционное обучение делится на две основные категории: синхронное и асинхронное. При синхронной модели студенты и преподаватели общаются в реальном времени через виртуальные аудитории, используя сочетание различных методов передачи информации. При асинхронном подходе студент сам определяет темп обучения. В частности, он имеет выбор между различными носителями информации, может выполнять задания в соответствии с аудиторной программой или планом, а затем передавать готовую работу преподавателю для оценки.

По мере роста популярности дистанционного обучения споры об относительной ценности предлагаемых подходов не утихают. В данной статье мы проанализируем тенденции рынка, приведем примеры некоторых вариантов обучения (с акцентом на обучение информационным и сетевым технологиям), обсудим достоинства и недостатки различных подходов и поговорим о том, какое будущее может ожидать дистанционное обучение. Мы также приведем некоторые критерии оценки эффективности программ дистанционного обучения.

ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: КРАТКИЙ КУРС

По словам Шейлы Макговерн, аналитика из исследовательской компании InternationalData Corp. (IDC), обучение с помощью современных технологий (объединяющеев основном подходы на базе Internet) в 1998 году занимало всего лишь2% всего рынка обучения ИТ. Но к 2003 году, как полагает Макговерн,его доля составит уже 14%.

Согласно подготовленному IDC отчету «Мировой и американский рынки образованияи обучения ИТ в 1998—2003 годах», Соединенные Штаты являются основнымпотребителем образовательных услуг с применением современных технологий.Однако в последнее время темпы роста этого рынка заметно снизились.Одна из причин снижения, как отмечается в отчете, состоит в том,что доля бюджета на ИТ, предназначенная на обучение, сократилась с9,8% в 1997 году до 9,5% в 1998. Среди других факторов отмечаются рост конкуренции на рынке обучения ИТ и сокращение стоимости учебных курсов.

19971998
США17,6 %13,4 %
Западная Европа7,5 %11,2 %
Япония-3,8 %-3,1 %
Азиатско-Тихоокеанский регион5,5 %11,9 %
Латинская Америка21,8 %13,9 %
Канада17,4 %5,1 %
Остальные страны18,0 %23,2 %
Всего11,9 %10,6 %

Аналогичные изменения оборота рынка обучения ИТ наблюдаются и на мировомрынке в целом (см. Таблицу). Однако в отчете говорится, что «несмотряна достаточно вялую ситуацию на рынке в 1998 году, IDC предполагает,что в течение следующих пяти лет оборот этого рынка будет расти достаточноустойчиво». Более того, согласно прогнозам этой исследовательскойкомпании, оборот мирового рынка увеличится с 16 млрд долларов в 1998году до 27,8 млрд долларов в 2003.

Еще в одном отчете IDC под названием «Опрос корпоративных покупателей образовательных услуг: запросы и требования» указывается, что, хотя затраты на обучение ИТ в 1998 году по сравнению с предыдущими годами практически не выросли, спрос в таких областях, как технологии на базе Internet, остается довольно высоким. Несмотря на тот факт, что традиционные аудиторные занятия под руководством преподавателя по-прежнему являются предпочтительным методом обучения ИТ, в отчете отмечается, что «такой подход постепенно перестает быть доминирующим».

Еще одна область, где наблюдается высокий спрос, — это услуги обученияв пакете с другими услугами. Согласно отчету, особым спросом пользуютсясоставление и разработка целевых учебных курсов, проведение подготовительныхкурсов и курсов повышения квалификации, а также консультации относительноинтеграции обучения с применением современных технологий с образовательнойстратегией предприятия.

Итак, где же требуется обучение с помощью современных технологий? Помимотого, что сами пользователи стремятся повысить квалификацию с помощьюсвоих домашних ПК, все больше и больше предприятий выбирают дистанционноеобучение как альтернативу традиционным методам специальной подготовки.Чаще всего к такого рода услугам прибегают в последнее время фирмы,работающие в области информационных технологий; организации, специализирующиесяна системной интеграции; компании, использующие технологию для задачуправления кадрами и обучения навыкам торговли; финансовые и банковскиеинституты; образовательные учреждения.

По словам Кларка Олдрича, старшего аналитика компании Gartner Group, причинытакой смены ориентиров достаточно очевидны, и он предполагает, что эта тенденция сохранится. «Многие компании отдают предпочтение интерактивному обучению не потому, что оно лучше, чем традиционные методы, а потому,что оно дешевле и в большей степени поддается оценке, — считает Олдрич.— Большинство компаний, в которых работает свыше 100 человек, в ближайшиетри года планирует использовать ту или иную форму электронного обучения».

Еще одна тенденция в этой области — частое употребление термина «управление знаниями» в дискуссиях по вопросам обучения и подготовки сотрудников.Под управлением знаниями понимается процесс сбора, упорядочивания и представления информации, накопленной за определенный период, а также последующего использования накопленной информации для таких целей, как обучение и решение возникающих задач. При всей важности общей концепции управления знаниями в данной статье мы затронем лишь подмножество этой дисциплины, непосредственно относящееся к дистанционному образованию и обучению с применением современных технологий.

УРОК — ЭТО СЕАНС

Давайте рассмотрим некоторые варианты дистанционного образования/обучения с применением современных технологий, предлагаемые специалистам в области высоких технологий. Среди наиболее заметных в этой области компаний все те же известные имена — Novell, Microsoft и Lotus Development.

Learning Zone, созданная компанией Novell, предлагает интерактивные ресурсы для подготовки к сдаче тестов с целью получения сертификатов (в частности, на звание сертифицированного инженера Novell,или CNE), а также для обучения работе с конкретными продуктами, такими,как BorderManager и GroupWise. Learning Zone обеспечивает интерактивное руководство студентами, которых консультируют сертифицированные инструкторы Novell. Недавно компания Novell анонсировала пакет для самообучения, куда входят учебники, видео, эмуляторы и электронные тесты.

Благодаря сотрудничеству с провайдерами образовательных услуг с применением современных технологий, в частности компаниями CBT Systems и NETg(о которых мы отдельно поговорим далее в этой статье), Novell такжепредоставляет информационное наполнение для библиотек CBT: эти библиотекипредназначены для тех корпоративных пользователей, кто собираетсязаниматься интерактивным обучением своих сотрудников.

TechNet CD Online компании Microsoft предлагает множество ресурсов, в том числе советы по реализации продуктов, статьи, загружаемые материалы и сервисные пакеты. Узел Web TechNet также имеет обширный раздел, посвященный обучению и сертификации. Среди других интерактивных ресурсов Microsoft’s Official Curriculum, узел Web Microsoft Certified Professional, Microsoft Seminar Online и Open Communications University Online. Кроме того, услуги интерактивного обучения предлагает несколько партнеров Microsoft.

Одной из организаций, активно действующей на рынке дистанционного обучения, является Lotus, предлагающая LearningSpace Anytime 3.0 . Это серверное приложение предоставляет доступ к материалам интерактивного курса с помощью браузера Web или клиента Lotus Notes. Помимо обучения в выбранном самим пользователем темпе, когда студент обращается только к информационному наполнению, LearningSpace Anytime предлагает как синхронные, так и асинхронные возможности, в том числе совместное использование приложений, «грифельную доску», виртуальный опрос и переговорные сеансы. Lotus позволяет преподавателю создавать свое собственное информационное наполнение и сотрудничает с разработчиками информационного наполнения по вопросам предоставления этих материалов на продажу. Услуги дистанционного обучения предлагают также такие известные производители, как Sun Microsystems и Netscape.

Кроме того, услуги дистанционного/интерактивного обучения специалистам в области высоких технологий оказывает компания CBT Systems. Так, недавно онаанонсировала дополнительные учебные материалы для желающих подготовиться к экзаменам для получения сертификата Cisco Systems. Таким студентам компания CBT Systems предлагает учебные материалы на базе Web для самостоятельного изучения, интерактивное обучение под руководством преподавателя, доступ к cbt.community (новый образовательный сервер Internet компании CBT Systems). Новые учебные курсы охватывают такие темы, как конфигурация, установка и управление маршрутизаторами Cisco, а также вопросы проектирования сети.

Компания MentorLabs недавно представила vLab — программу интерактивного обучения для специалистов по сетевому оборудованию компании Cisco.

Компания NETg предлагает учебные курсы по таким темам, как Windows NT,NetWare, Lotus Notes, HTML и Java. Они предоставляются на компакт-дисках и через Intranet. NETg подписала партнерские соглашения о совместной разработке курсов с такими компаниями, как IBM, Microsoft, Novell, Netscape и Oracle.

Компания Global Knowledge предлагает учебные курсы для размещения на серверах, в Intranet и Internet по Windows 2000, Linux, обмену данными, ориентированным на каталог сетям, виртуальным частным сетям, сетям устройств хранения, высокоскоростным сетям и ATM, безопасности сетей и серверов, а также управлению и созданию узлов Web.

Курсы компании DigitalThink с обучением через Web под руководствомпреподавателей затрагивают такие области, как Java, HTML, сертификацияWindows NT, программирование и публикации в Web, технологии баз данных.Компания также предлагает предприятиям обучение по внедрению информационныхтехнологий и курсы для реселлеров.

Компания Centra Software предлагает интерактивное обучение и сотрудничество через Internet с помощью своего продукта Symposium. Пакет Centra 99(куда входят Symposium и Centra Conference) позволяет проводить оперативныедемонстрации, интерактивные семинары, совместную подготовку и практическоеобучение. В рамках своей Centra Partner Program компания Centra предлагает TrainingSolutions Program, ориентированную на образовательные учреждения, которые хотели бы предоставлять свои услуги через Internet.

Synergy Learning System компании CyberState University позволяет проводить обучение в нескольких режимах, в том числе с помощью виртуальных аудиторий,интерактивного обучения под руководством преподавателя, лабораторных работ и проведения экзаменов через Internet. Подключаемая утилита открывает студентамдоступ в «живую» сеть, где они могут усовершенствовать свои навыкипо конфигурации и управлению сетями в реальном времени. С помощьюSynergy Learning System студенты могут получить такие сертификаты, как CNE, Microsoft Certified Systems Engineer (MCSE), Computer-Telephony Engineer(CTE), Microsoft Certified Solutions Developer (MCSD), Oracle 8 Certified Database Administrator, Cisco Certified Network Associate (CCNA)и Microsoft SQL 7.

Недавно CyberState University сообщил о подписании партнерского соглашенияс Orange Technical Institute — организацией, которая предлагает учебныекурсы по ИТ как государственным учреждениям, так и коммерческим фирмам.Это партнерство позволит CyberState предложить свои обучающие программына базе Web и виртуальные лаборатории в качестве дополнения к читаемымпреподавателями института учебным программам.

Ziff-Davis University (ZDU) предлагает несколько интерактивных курсов по информационнымтехнологиям и сетям, в частности по администрированию систем NetWare,администрированию систем UNIX и оптимизации производительности серверов Web.

Ориентированные на рынок информационных технологий продукты и услуги дистанционного обучения предлагают также компании WBT Systems, New Horizons и Scholars.com (дочерняя компания корпорации CBT Systems).

Производители сетевого аппаратного обеспечения также работают на рынке дистанционного обучения, хотя и в несколько ином ключе. К примеру, IP/TV компании Cisco обеспечивает видеообучение по сети, а Cisco Interactive Mentor (CIM) предлагает интерактивное обучение и общедоступный узел Web, где потребители и партнеры могут обмениваться знаниями и опытом по реализации и управлению сетями с оборудованием Cisco.

Система BitRoom Collaboration System компании Lucent Technologies представляетсобой мультимедиа-решение на базе стандартов T.120 и H.323 и предлагаеттакие возможности, как интерактивная «грифельная доска» и совместноеиспользование приложений, уведомление клиента и воспроизведение выбранногоинформационного наполнения. Система будет предлагаться Persystant Technologies(недавно созданным подразделением Lucent) и продаваться через LucentGlobal Learning Solutions.

ВЫСОКИЕ ОЦЕНКИ

Несмотря на изобилие продуктов и услуг на рынке дистанционного обучения, споры о ценности этого подхода по сравнению с традиционными методами обучения по-прежнему продолжаются.

Одно из очевидных преимуществ дистанционного обучения состоит в том, чтооно позволяет студентам осваивать учебный курс каждому в своем темпе.Именно это обстоятельство в 1994 году привело Пола Уилдрика к мыслисоздать компанию CyberState University. Ему приходилось ежедневно тратить много времени на то, чтобы добираться на работу, а вечером ездить на курсы повышения профессиональной квалификации. «Сначала я ехал в Кремниевую долину, затем возвращался домой и, едва поздоровавшись с семьей, отправлялся на курсы, которые заканчивались в 11 часов вечера,а потом снова ехал домой. И так каждый день, — вспоминает Уилдрик,президент компании CyberState University. — Так долго продолжаться не могло». Уилдрик решил эту проблему так: он создал центр образования и обучения в области ИТ для тех людей, кто просто не в состоянии выкроитьв течение дня время на посещение аудиторных занятий на курсах, тем более что территориально они могли располагаться довольно далеко.

Поскольку такой учебный курс предлагается обычно в структурированном виде, например в виде отдельных учебных модулей, обучение с применением современных технологий часто более согласованно и унифицировано, чемтрадиционное аудиторное обучение. Различные режимы обучения могут использоваться в произвольных комбинациях. К примеру, студенты могут изучать учебник или печатные материалы, обсуждать их с коллегами изадавать вопросы в переговорной комнате, получать видеоролики или графические изображения, сдавать тесты с помощью браузера Web, а затемпередавать работы на проверку преподавателю.

Синхронное интерактивное обучение позволяет тут же получить комментарии преподавателя и студентов виртуальной аудитории. Как отметила Кристина Лумсден, менеджер по маркетингу продуктов LearningSpace компании Lotus,последняя версия системы LearningSpace Anytime 3.0 имеет функцию FollowMe, с помощью которой преподаватель может взять на себя управление браузерами студентов и перенаправлять их на другой узел Web.

Программа также дает преподавателю возможность запланировать семинар для нескольких студентов одновременно и узнать, кто из них «присутствует в аудитории» на основании информации о регистрации. Преподаватель может задать студентам вопросы и на основании их ответов составить график прогресса каждого в учебе. «Если я как преподаватель заметил, что кто-то из студентов не ответил на вопрос, то я могу воспользоваться аудиокомпонентом системы и спросить его: «Джим, я заметил, что вы не ответили на вопрос. Нужна ли вам помощь?»

Еще одно достоинство дистанционного обучения состоит в том, что оно позволяет отказаться от командировок служащих компании на курсы в другой город.Это значит, что компании не придется платить за авиабилеты, гостиницуи питание, не нужно оплачивать работу преподавателей, аренду помещения,учебные и вспомогательные материалы. Конечно, потенциальную экономиюрасходов при дистанционном обучении необходимо сопоставить с затратамина оборудование и материалы, требующиемися для его реализации. Однакоэта альтернатива часто может оказаться намного экономичнее, чем традиционныйподход, предусматривающий обучение под руководством преподавателя.

Поскольку при дистанционном обучении персоналу не требуется специально ездить в другое место, такое решение помогает также сократить потери рабочего времени сотрудников. В некоторых случаях студенты могут выполнятьучебные задания дома, по вечерам, в выходные. Другими словами, онитеряют меньше времени в течение рабочей недели.

Как подчеркивает Джереми Коссен, менеджер по маркетингу и связям компанииCyberState University, дистанционное обучение также способно помочь,если ваша организация ощущает нехватку времени на образовательные программы. К примеру, как отметил Коссен, «если вам необходимо к концугода иметь 1000 сертифицированных специалистов Microsoft, а офисывашей компании расположены по всему миру, то обучение можно намного быстрее провести с помощью интерактивных курсов, чем если бы вы стали заставлять сотрудников посещать обычные курсы под руководством преподавателя».

Наконец, дистанционное обучение может помочь компаниям обойти некоторые потенциально неприятные последствия обучения непосредственно наработе. Например, некоторые задачи могут иметь крайне опасные последствия для работающей сети. В подобных случаях намного безопаснее предоставить студенту закрытый «полигон» для экспериментов, чем рисковать сбоем системы.

ЖИВИ И УЧИСЬ

К сожалению, планирование, реализация и поддержка дистанционного обучениямогут быть сопряжены с определенными трудностями. Они могут различатьсяв зависимости от таких факторов, как тип программы, потребности вашейорганизации, назначение программы и скорость усвоения учебной программы.

Дистанционное обучение может создавать значительную нагрузку на сеть,занимая зачастую и без того скудную пропускную способность. Крометого, оно может потребовать инвестиций в дорогое аппаратное обеспечение,такое, как звуковые платы, динамики и видеокамеры. Видео- и телеконференциитакже зачастую требуют высоких затрат. В зависимости от сложностииспользуемых при дистанционном обучении технологий, затраты на ихреализацию могут быстро свести на нет всю ту экономию, о котороймы упоминали.

Однако этим технические сложности не исчерпываются. Соединение с Internetможет оказаться слишком медленным, а сквозное качество обслуживания — достаточно низким. Кроме того, некоторые программы требуют громоздких подключаемых модулей для реализации аудио- и видеовозможностей.

В зависимости от комбинации используемых средств представления информации, а также числа студентов в аудитории и объема учебного материала, программы дистанционного обучения часто требуют более сложного планирования, чем традиционные аудиторные занятия. В частности, в случае синхронного режима недостаточно тщательное проектирование и планирование могут вызвать различного рода сложности как у студентов, так и у преподавателей.

Как отмечает Коссен, одно из самых серьезных препятствий, с которым его организации пришлось столкнуться при предоставлении ряда обучающих услуг, в частности при организации интерактивных практических занятий, было связано с доступом через брандмауэр на узле заказчика.

Еще один вопрос связан с индивидуальным стилем обучения. Некоторые людипросто не могут учиться без непосредственного общения в аудитории. В подобных случаях программа дистанционного обучения может затруднить усвоение материала или увеличить срок обучения. Вместе с тем другие студенты, однако, могут добиться больших успехов путем самообразования, бегло просмотрев информацию, с которой уже знакомы, и сосредоточившись на более углубленном изучении нового материала.

Еще одна трудность связана с тем, что некоторым студентам, чтобы добитьсяуспеха, требуется внешнее руководство. По словам Плейта Кларка, менеджерапо интерактивному обучению компании Novell, одна из серьезнейшихзадач состоит в том, как поддержать стремление студента завершитьобучение. «В обычной обстановке человеку трудно сидеть, пытаясь неотвлекаться и не прерываться, выкроить время на обучение в течениедня и продираться через очень сложный учебный материал, — считаетКларк. — А бросить это занятие очень просто: при интерактивном обучении вы просто выключаете компьютер и занимаетесь чем-либо другим».

Во многих организациях обучение имеет и политический подтекст. Когда требуется сократить бюджет, первой жертвой становятся расходы на обучение.

Один из вопросов, подогревающих дискуссию об эффективности обучения спомощью современных технологий, — это отсутствие точных способов оценкиэффективности традиционных аудиторных занятий, так что надежное сравнениес ними альтернативных методов оказывается по сути невозможным. Этотнедостаток параметров для сравнения подчеркивает необходимость разработкиметодов точной оценки эффективности дистанционного обучения.

«При любой модели обучения с использованием Web крайне важно иметь инструментарий или методологию измерения для оценки эффективности программы и уровня вовлеченности студентов, — считает Марша Кабаков, директор по обучениюдля партнеров компании Microsoft. — Наличие способа проверить, чтостуденты достигли поставленной цели, имеет критически важное значение.Самое худшее, что может произойти: слушатель записывается на курсы,но на самом деле их не посещает, а затем получает сертификат об ихокончании».

Аарон Осмонд, менеджер по решениям в области обучения с применением современных технологий компании Novell, замечает, что появление более совершенныхсредств контроля посещаемости студентов помогло убедить большее числоорганизаций принять концепцию интерактивного обучения.

Во врезке «Табель успеваемости дистанционного обучения» Олдрич даетряд дополнительных замечаний относительно потенциала программ обученияс помощью современных технологий.

ОБУЧЕНИЕ НА ЗАВТРА

Прогноз относительно перспектив дистанционного образования и обученияс помощью современных технологий дать не так уж просто, посколькуих судьба зависит от многих обстоятельств, на часть которых создателиобучающих программ и их потенциальные клиенты никак повлиять не могут.Как уже отмечалось ранее, когда требуется урезать бюджет, часто первымикандидатами на сокращение становятся образовательные программы. Крометого, непреодолимым препятствием может оказаться необходимость убедитьруководство потратить деньги на дорогое оборудование. Наконец, перспективыраспространения дистанционного обучения зависят от таких глобальныхфакторов, как общее состояние экономики. Сейчас высокий спрос навысококвалифицированных специалистов по ИТ способствует активномуразвитию рынка обучения, но этот баланс может нарушиться, если ситуация на рынке труда существенно изменится.

Чтобы альтернативные подходы к обучению завоевали популярность, должны сложиться определенные условия. Осмонд считает, что ключом к успехуслужит интеграция интерактивного обучения с традиционной средой аудиторныхзанятий. Вовлечение центров аудиторного обучения, а также школ иуниверситетов в апробацию методик дистанционного обучения являетсяважнейшим фактором распространения альтернативных подходов к обучению.

По мнению Олдрича, консолидация на рынке обучения с применением современных технологий неизбежна. Избыток предложения образовательных услуг ограничивает объем прибыли, которую каждая отдельная компания может получить.Если консолидации не будет, то рост рынка интерактивного обученияпрактически прекратится.

Олдрич также отмечает, что информационное наполнение должно стать более привлекательным, если интерактивное обучение хочет приобрести широкую популярность. «Необходимо, чтобы материал вас захватывал, — считаетон. — Использование известных торговых марок и концепций могло бызаставить людей относиться к нему с большим интересом». По его мнению,применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствоватьповышению привлекательности интерактивных курсов.

Важным фактором для предоставления этого более совершенного информационного наполнения является создание технологической инфраструктуры с достаточными для его доставки ресурсами. Организации должны захотеть инвестировать средства в более сложное, ресурсоемкое оборудование и системы для поддержки меняющегося информационного наполнения.

Как мы уже видели, многие из этих тенденций вполне реальны, так чтобудущее дистанционного обучения выглядит многообещающим. Хотя отрасльпо-прежнему будет зависеть от внешних обстоятельств, технология дистанционногообучения наверняка сможет быстро адаптироваться к новым условиям.

1997–2024 © useic.ru | карта сайта | sitemap